Рио конвенции

К международным экологическим соглашениям Рио относятся три природоохранные конвенции, которые являются результатом Саммита Земли, который прошел в Рио-де-Жанейро в 1992 году:

  • Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о биологическом разнообразии (КБР ООН);
  • Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН);
  • Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Конвенция о биологическом разнообразии

1.1. Международные документы и требования по отчетности 

      Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) была подписана на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в 1992 году и вступила в силу 29 декабря 1993 года. Это первое глобальное соглашение, охватывающее все аспекты биологического разнообразия: сохранение биологического разнообразия многообразия, устойчивого использования его компонентов и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от использования генетических ресурсов. 

Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии, базирующийся в Монреале, Канада, был создан для поддержки целей Конвенции. Его основными функциями являются организация совещаний, подготовка докладов, помощь правительствам-членам в осуществлении различных программ работы, координация с другими международными организациями, сбор и распространение информации. Секретариат конвенции имеет онлайн инструмент для сбора информации о членах конвенции. Инструмент онлайн-отчетности КБР позволяет сторонам вводить, просматривать и, при необходимости, представлять информацию, запрошенную в руководящих принципах для национального доклада (https://chm.cbd.int/#!/).


Портал КБР для сбора информации

Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции о биологическом разнообразии  Законом КР от 26 июля 1996 года № 40.

Протоколами Конвенции о биологическом разнообразии являются:

  • Картахенский протокол по биобезопасности (г. Монреаль, от 29 января 2000 года). Кыргызская Республика присоединилась Законом КР от 6 августа 2005 года № 140.
  • Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии (г. Нагоя, от 29 октября 2010 года). Кыргызская Республика присоединилась Законом КР от 2 марта 2015 года № 42.

В целях реализации положений Конвенции о биологическом разнообразии, в 2010 году совещание Конференции Сторон в Нагое (префектура Айти, Япония), приняло пересмотренный и обновленный Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, включая Айтинские целевые задачи в области биоразнообразия на период 2011-2020 годов. Стороны постановили разработать в течение двух лет пересмотренные и обновленные национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия на основе этой общей международной структуры. Национальные доклады должны быть сконцентрированы на осуществлении Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011–2020 годы и на результатах выполнения Айтинских целевых задач в области биоразнообразия.

Стратегический план состоит из 5 стратегических целей, включая 20 целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти.

  • Стратегическая цель A. Ведение борьбы с основными причинами утраты биоразнообразия 
  • Стратегическая цель B. Сокращение прямых нагрузок на биоразнообразие и стимулирование устойчивого использования 
  • Стратегическая цель C. Улучшение состояния биоразнообразия путем охраны экосистем, видов и генетического разнообразия 
  • Стратегическая цель D. Увеличение объема выгод для всех людей, обеспечиваемых биоразнообразием и экосистемными услугами 
  • Стратегическая цель E. Повышение эффективности осуществления за счет общественного планирования, управления знаниями и создания потенциала 

Статья 26 Конвенции о биоразнообразии (КБР), гласит, что «Каждая Договаривающаяся Сторона с периодичностью, которую определит Конференция Сторон, представляет Конференции Сторон доклады о мерах, принятых ею для осуществления положений настоящей Конвенции, и об их эффективности с точки зрения достижения целей настоящей Конвенции». 

Конференция Сторон является основным руководящим органом КБР, который собирается каждые два года для обзора осуществления КБР и, соответственно, принимает решения. Национальные доклады представляются каждые 4 года.

Согласно решению 13-ой Конференции Сторон (решение XIII/27 КС 13) были подготовлены  руководства и справочники для оказания Сторонам помощи в предоставлении соответствующей информации в соответствии с каждым разделом национальных докладов.

Секретариатом КБР были подготовлены Руководства, включая форматы отчетности, добровольный онлайн-инструмент отчетности и Руководство по информационным ресурсам.

Руководство для шестого национального отчета предусматривает четыре различных подхода в оценке прогресса в отношении национальных целевых задач в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия:

  • Количественные индикаторы (индикаторы, определенные для оценки реализации НППДБ, тематические базы данных, данные мониторинга, статистические данные, отчеты о состоянии окружающей среды); 
  • Экспертное мнение;
  • Консультации стейкхолдеров;
  • Примеры пилотных исследований.

Наиболее подходящий подход или сочетание этих подходов могут быть использованы для отчетности в национальном контексте.

Шестой национальный доклад состоит из семи разделов отчетности:

Раздел I: Информация о целях, которые реализуются на национальном уровне

Раздел II: Принимаемые меры по реализации НППДБ, оценка их эффективности, связанных с этим пробелы и научно-технические потребности для достижения национальных целей

Раздел III: Оценка прогресса в достижении каждой национальной цели

Раздел IV: Описание национального вклада в достижение каждой глобальной целевой задачи сохранения биоразнообразия Айти

Раздел V: Описание национального вклада в достижение целей Глобальной стратегии сохранения растений

Раздел VI: Дополнительная информация о вкладе местных общин в реализацию 

Раздел VII: Обновленный профиль страны по биоразнообразию


1.2. Национальная отчетность

Кыргызстан представил пять национальных докладов в 1998, 2001, 2006, 2009 и 2016 годах. Национальные доклады по КБР содержат текстовое описание текущей ситуации по сохранению биоразнообразия, конкретные показатели не применялись. 

Структура шестого национального отчета сосредоточена на сборе информации для оценки реализации Стратегического плана на 2011-2020 годы и целевых задач Айти, включая национальные приоритеты, целевые задачи в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия. Процесс подготовки 6-го национального отчета будет вестись при поддержке ПРООН в рамках проекта ГЭФ-ПРООН «Техническая поддержка странам в подготовке 6-го национального отчета». 

1.3. Показатели/индикаторы

Показатели задач Айти

Статья 7 Конвенции о биологическом разнообразии посвящена мониторингу компонентов биоразнообразия. Важным инструментом осуществления мониторинга признается использование индикаторов/показателей – качественных и количественных характеристик биоты, позволяющих оценивать ее состояние, степень нагрузок на нее со стороны хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ, выявлять тенденции изменений и принимать правильные политические решения.

Для мониторинга прогресса на глобальном уровне в выполнении целевых задач Айти Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011–2020 годы разработан набор потенциальных измеримых индикаторов. 

В разработанном наборе индикаторов по выполнению целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти 78 общих и 160 конкретных индикаторов, из них 17 еще не определены. Также указывается сопоставление с индикаторами Целей Устойчивого развития.

При разработке и структуризации индикаторов применяется целый ряд подходов. Руководство по разработке индикаторов, подготовленное Секретариатом КБР основано на структуре «Реакция-Нагрузка-Состояние».

В 2012 году Рабочей группой по мониторингу и оценке окружающей среды Комитета ЕЭК ООН по экологической политике разработаны «Руководящие принципы разработки национальных стратегий использования мониторинга биоразнообразия как средства экологической политики для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также заинтересованных стран Юго-Восточной Европ», в которых особое внимание уделяется установлению целевых показателей и увязке мониторинга биоразнообразия с осуществлением Национальных стратегий и Планов действий в области биоразнообразия в реализацию положений Конвенции о биологическом разнообразии.

«Руководство по подготовке оценочных докладов по охране окружающей среды, основанных на применении экологических показателей» следует подходам, применяемым вообще европейских оценочных докладах по окружающей среде, включая широко распространенную аналитическую схему «Движущие силы – Давление/Нагрузка – Состояние – Воздействие – Реагирование» (ДС-Д-С-В-Р), используемую Европейским агентством по окружающей среде.

Концепция «Реакция – Нагрузка – Состояние – Преимущества» (РНСП) четко соответствует целям Стратегического плана КБР. Она вполне определенно включает преимущества (соответствующие цели D Стратегического плана) и имеет особенно важное значение для политики целевых стран, которые согласовали стратегические цели Национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия со Стратегическим планом. Эти концептуальные рамки содействуют передаче информации о биоразнообразии в контексте четырех основных вопросов проводимой политики, которые в общих чертах основываются на концепции ДСДСВР. 

Концепция РНСП дополняет ориентировочный перечень показателей биоразнообразия, предложенных для каждой из Айтинских задач в области биоразнообразия, для использования на глобальном и национальном уровнях. Вместе с ориентировочным перечнем показателей для целевых стран устанавливается последовательно структурированные и подробные рамки для адаптации и применения в ходе разработки наборов национальных показателей и систем мониторинга биоразнообразия, а также распространения информации о биоразнообразии. Это является основным преимуществом концепции РНСП, которое целевые страны должны учитывать в ходе выбора концептуальных рамок для создания или дальнейшего развития национальных систем мониторинга биоразнообразия.  

С помощью конкретных ссылок на Стратегический план КБР концепция РНСП обеспечивает тесные связи между мониторингом биоразнообразия на национальном и глобальном уровнях.  

Концепция РНСП дополняет ориентировочный перечень показателей биоразнообразия, предложенных для каждой из Айтинских задач в области биоразнообразия, для использования на глобальном и национальном уровнях. Вместе с ориентировочным перечнем показателей для целевых стран устанавливается последовательно структурированные и подробные рамки для адаптации и применения в ходе разработки наборов национальных показателей и систем мониторинга биоразнообразия, а также распространения информации о биоразнообразии. С помощью конкретных ссылок на Стратегический план КБР концепция РНСП обеспечивает тесные связи между мониторингом биоразнообразия на национальном и глобальном уровнях.  


При поддержке Партнерства по индикаторам биоразнообразия (BIP) в рамках его компонента «Механизмы координации на глобальном и национальных уровнях» разработано «Руководство по разработке и использованию Национальных индикаторов биоразнообразия». Документ соответствует мандату, принятому «Решением КБР от 2010 г. Цели и целевые задачи, ориентированные на достижение конкретных результатов (Решение Х/7) «для поддержания усилий на уровне стран и регионов, направленных на формирование или укрепление систем мониторинга биоразнообразия и отчётности, что позволит Сторонам сформировать свои собственные целевые задачи, а также оценить результаты достижения целевых задач по сохранению биоразнообразия, установленных на уровне страны и/или региона». Создан портал национальных индикаторов биоразнообразия www.bipnational.net.

В 2016 году ЮНЕП разработаны методические рекомендации из практики стран общеевропейского региона «Показатели и информационные системы», UNEP-WCMC, Кембридж, Великобритания.   

Индикаторы ЦУР 

ЦУР № 15 «Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия» включает 14 глобальных индикаторов по 12 задачам. 

ЦУР № 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех» включает задачи 6.5,6.6, направленные на охрану водных экосистем. 

2. Конвенция по борьбе с опустыниванием

2.1. Международные документы и требования по отчетности 

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КБО ООН), принята в Париже 17 июня 1994 года (вступила в силу 26 декабря 1996 года) и направлена на решение проблемы деградации земель / опустынивания на глобальном уровне.

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием является юридически обязательным международным соглашением, связывающим окружающую среду и развитие с устойчивым управлением земельными ресурсами. В Конвенции рассматриваются засушливые, полузасушливые районы. 196 сторон Конвенции работают вместе, чтобы улучшить условия жизни людей в засушливых районах, поддерживать и восстанавливать продуктивность земель и почв и смягчать последствия засухи. КБОООН особенно привержена принципу «снизу вверх», поощряя участие местных жителей в борьбе с опустыниванием и деградацией земель. Секретариат КБОООН облегчает сотрудничество между развитыми и развивающимися странами, особенно в области передачи знаний и технологий для устойчивого управления земельными ресурсами. Постоянный секретариат Конвенции находится в Бонне, Германия, с января 1999 года.

На тринадцатой Конференции Сторон, Стороны приняли новую стратегическую основу для осуществления Конвенции. Стратегическая структура КБО ООН-2018-2030 не только дает указания Сторонам КБО ООН о том, как осуществлять Конвенцию, но также служит инструментом мониторинга. В рамках новых стратегических рамок Стороны будут сообщать о прогрессе в отношении пяти стратегических целей, связанных с состоянием экосистем и населения, засухой, глобальными экологическими выгодами и мобилизацией финансовых и нефинансовых ресурсов для поддержки осуществления Конвенции. Стороны также расскажут о фактических действиях по осуществлению, связанных с финансовыми и нефинансовыми ресурсами, политикой и планированием, а также действиями на местах.

Прогресс в достижении стратегических целей будет измеряться с помощью индикаторов. В целях уменьшения бремени отчетности Стороны получат шаблоны, предварительно заполненные стандартными данными по трем биофизическим показателям (а именно: тенденции в земельном покрове, тенденции продуктивности земель и тенденции к запасам углерода выше и ниже уровня земли) и связанные с ними показатели. Информация об этих показателях будет также использоваться для информирования о процессах достижения целей устойчивого развития, в частности, для ЦУР № 15.3. 

После принятия новой стратегии КБО ООН-2018-2030, портал PRAIS был обновлен, чтобы облегчить отчетность 2017-2018 гг. Сторонам были предоставлены пустые шаблоны через PRAIS для ознакомления с требованиями к отчетности. Они доступны на всех языках ООН. Шаблоны, размещенные на этом сайте, предназначены для общего использования, чтобы проиллюстрировать, что требуется для отчетности. Стороны могут входить в систему и получать доступ к интерактивным отчетам в формате PDF, а также данные по умолчанию по трем биофизическим показателям в дополнение к информации о целевых показателях деградации земель для тех стран, которые намерены установить свои целевые показатели (https://prais.unccd.int/).

Портал PRAIS

Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции в 1997 году, Закон КР «О присоединении КР к КБО ООН 21 июля 1999 года № 85. 

  • В соответствии с обязательствами Стороны Конвенции обязуются:
  • Уделять первоочередное внимание борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи и выделять адекватные ресурсы в соответствии с их собственными обстоятельствами и возможностями.
  • Разрабатывать стратегии и устанавливать приоритеты, в рамках планов и стратегий устойчивого развития, по борьбе  с опустыниванием и смягчению последствий засухи.
  • Рассматривать вопросы устранения причин, лежащих в основе опустынивания и уделять особое внимание социально-экономическим факторам, способствующим развитию процессов опустынивания.
  • Содействовать обеспечению осведомленности местного населения и его участию, особенно женщин и молодежи, при поддержке неправительственных организаций в усилиях по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи.
  • Создавать благоприятную атмосферу посредством должного усиления соответствующих существующих законов, а в тех случаях когда они отсутствуют посредством издания новых законов и формировании    долгосрочной политики и программ действий.

В своем решении 7/COP.13 Конференция Сторон (КС) КБОООН постановила принять Стратегические рамки на 2018-2030 гг., включающие пять стратегических целей и платформу для реализации. Стратегические цели:

  1. Улучшить состояние затронутых экосистем, бороться с опустыниванием/деградацией земель, содействовать устойчивому управлению земельными ресурсами (УУЗР) и внести вклад в достижение нейтрального баланса деградации земель (НДЗ);
  2. Улучшить условия жизни затронутых групп населения;
  3. Снизить последствия засухи, адаптироваться к ним и повлиять на эти последствия с целью повышения устойчивости уязвимых групп населения и экосистем;
  4. За счет эффективного осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием обеспечить выгоды на мировом уровне; а также
  5. Мобилизовать основные и дополнительные финансовые и иные ресурсы для поддержки осуществления Конвенции путем создания эффективных партнерских отношений на мировом и национальном уровнях

Платформа для реализации определяет роли и обязанности Сторон и институтов Конвенции в деле достижения стратегических целей. Рамки реализации определяют для Сторон конкретные цели в плане трех основных направлений: (a) финансовые и нефинансовые ресурсы; (b) политика и  планирование; и (c) реальные действия на местах.

С 2018 года мониторинг прогресса, достигнутого в осуществлении стратегических рамок реализации на 2018-2030 гг., будет проводиться на основе национальной отчетности КБОООН. Обновленная информация о принятых мерах, достигнутых результатах и возникающих проблемах имеет критически важное значение для обеспечения КС знаниями, необходимыми для принятия целевых решений и рекомендаций по эффективной реализации стратегических целей. Эта информация также важна для Сторон и других участников процесса, работающих над осуществлением КБОООН на национальном и местном уровнях. В этом плане национальная отчетность является незаменимым инструментом для эффективного планирования и осуществления Конвенции, а также для достижения стратегических целей на глобальном и национальном уровнях. Начиная с 2018 года процесс предоставления отчетности по КБОООН будет также способствовать обзору хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Секретариату КБОООН, как депозитарному учреждению для индикатора 15.3.1 по целям в области устойчивого развития (ЦУР), предписано включать представленную в национальных докладах соответствующую информацию в общие материалы для обзора хода осуществления ЦУР на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию (ПФВУ)

Рамки реализации на 2018-2030 гг. предусматривают включение в национальную отчетность двух основных видов информации: данные о прогрессе по достижению стратегических целей, а также описания/«случаи», касающиеся целей, определенных в платформе для реализации. 

Инструменты отчетности

Для процесса предоставления отчетности на 2017-2018 гг. используются следующие инструменты отчетности: 

  • шаблоны отчетности по конкретным странам, включая стандартные данные по национальным оценочным показателям прогресса в отношении тенденций, характеризующих состояние земного покрова, продуктивности земель и запасов углерода;
  • Руководство по использованию шаблонов; 
  • обновленный глоссарий.

Все эти инструменты будут доступны на шести официальных языках ООН и размещены на платформе предоставления отчетности Системы обзора результативности и оценки осуществления (СОРОО). Помимо вышеуказанных инструментов отчетности Стороны могут также воспользоваться Руководящими указаниями по эффективной практике для показателя 15.3.1 ЦУР1, в которых описаны методы оценки и количественного анализа доли деградированных земель на основе трех касающихся земли показателей, а также техническим комментарием, содержащим рекомендации по использованию и интерпретации стандартных данных. Оба документа будут доступны на портале СОРОО. Портал СОРОО был изменен в соответствии с новыми требованиями по предоставлению отчетности, в частности, были созданы отдельные разделы для разных стран. Войдя в свой аккаунт, каждая из Сторон может получать непосредственно связанные с ней информацию и данные.

2.2. Национальная отчетность

Кыргызская Республика представила в Секретариат Конвенции по борьбе с опустыниванием национальные отчеты в 2000, 2006, 2012, 2014 годах. В настоящее время готовится очередной отчет для представления в Секретариат Конвенции. 

Проведя анализ национальных докладов Кыргызской Республики по осуществлению Конвенции по борьбе с опустыниванием, выявлено, что страна отчитывается по следующим категориям:

1. Социально-экономическое положение: ВВП, население, в сельской и городской местности, инфляция, уровень жизни, включая бедность, миграция и экономическое активное население и т.д. Источником всех данных является НСК.

2. Земельный фонд: Площадь земельного фонда по категориям, площадь сх территории по категориям, площадь видов экосистем в КР, га (пустыни, колючеподушечники, степи, луга, леса, кустарники, болота, криофильные подушечники, горные тундры). Источником данных является ГРС, НАН, МСХППМ и НСК.

3. Деградация земли: площадь деградации земель всего по стране, деградация в зоне земледелия, деградация в зоне пастбищ, огарных пахотных земель, орошаемых пахотных земель или пастбищ, лесов и лесистых участков в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах, земля, подверженная эрозии (общее, ветровая, водная), закустаренные, засорены некормовыми травами, каменистые, доля земель подвергнувшие засухе. Источником данных является МСХ, Гипрозем.

4. Почвенная характеристика: почвенный состав по видам почв, га, Растительный покровобщий, в том числе на пастбищах, % на 1 га, баланса гумуса, площадь засоленных почв, га (общая, в зонах земледелия и пастбищ), площадь засоленных почв, га (общая, в зонах земледелия и пастбищ), переуплотненые почвы, химическая деградация (использование пестицидов и др.). Источником данных является МСХ, Гипрозем.

5. Антропогенная деятельность: Загрязнение эксплуатируемых территорий нефтяных, соляных, урановых и прочих месторождений, га, сбросы хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, м3. Источник данных - НСК. Разработка карьеров, га Образование золошлаковых отвалов, траншей, выемок, га.

6. Стихийные бедствия: обвалы, оползни, осыпи, лавины, селевые потоки (количество случаев и площадь воздействия). Источник данных - НСК.

7. Водный ресурс: Использование воды по секторам - НСК Протяженность ирригационных систем - МСХ Годовое выпадение атмосферных осадков. Источник данных – Гидромед.

8. Мероприятия по борьбе с опустыниванием: новые лесные насаждения – ГАООСЛХ. Вновь введенные ирригационные системы. Использование органических удобрений. Источник данных - МСХ.

Согласно КБО, помимо вышеперечисленных показателей и информации, также требуется предоставить следующую информацию:

1. Смягчение последствий засухи (деятельность направленная на снижение уязвимости перед лицом засухи). Для данного показателя необходимо выявить и определить список мероприятий, которые будут отражать смягчение последствий засухи. На данный момент такой классификации не существует, тем самым затрудняется предоставлять точную информацию.

2. Создание потенциала, образование и информирование общественности: Обеспечение участия женщин и молодежи на местном уровне в подготовке кадров в рамках усилий по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи (БОиСПЗ), сотрудничество с НПО в области БОиСПЗ. Данная информация достаточно разрозненная и касается многих аспектов, поэтому сложно отразить данный показатель. Возможными показателями информацией можно предложить указать какие НПО заняты в этой области, и сколько людей они 

2.3. Показатели /индикаторы

Показатели КБО

Для представления отчетности о прогрессе в достижении стратегических целей 1, 2 и 4 используются показатели, определенные Сторонами в решении 22/COP.11. Из шести утвержденных в этом решении показателей прогресса, три касающихся земли показателя (а именно: тенденции земельного покрова, тенденции продуктивности земель и тенденции в отношении земных и подземных запасов почвенного органического углерода) и связанные с ними показатели используются не только для измерения прогресса по достижению стратегических целей, но также для оценки прогресса в решении задач в отношении достижения нейтрального баланса деградации земель (НДЗ) в контексте программы постановки задач в отношении НДЗ (ППЗ НДЗ), потенциальных задач в контексте текущего предоставления отчетности по КБОООН, равно как и в достижении показателя 15.3.1 «Доля земель, деградированных по всей площади суши», в рамках задачи 15.3 ЦУР. Основываясь на глобальных источниках данных, Секретариат и Глобальный механизм (ГМ) КБОООН предоставили Сторонам стандартные данные для критериев, связанных с этими тремя показателями прогресса. В целях сокращения бремени отчетности Сторонам будут предоставлены шаблоны, предварительно заполненные стандартными данными, с возможностью их редактирования или замены в соответствии с национальными данными. В процессе предоставления отчетности по КБОООН стороны, являющиеся прошлыми или текущими участниками ППЗ НДЗ, могут использовать собранные и представленные в рамках ППЗ НДЗ данные о касающихся земли показателях. 

Показатели для стратегической цели 3 находятся в стадии разработки, а в 2018 году предоставление отчетности будет сосредоточено на сборе информации о показателях, используемых в настоящее время странами для оценки аналогичных национальных целей или задач. 

Для предоставления отчетности по стратегической цели 5 используются четыре показателя, а именно: a) Тенденции в области международной двусторонней и многосторонней Официальной помощи в целях развития (ОПР); b) Тенденции в отношении внутренних государственных ресурсов; c) Тенденции в отношении количества партнеров по совместному финансированию; а также d) Ресурсы, полученные из инновационных источников финансирования, в том числе от частного сектора. Предоставление отчетности по платформе для реализации будет осуществляться за счет использования качественной информации, преимущественно путем изложения национального опыта, и на добровольной основе.

В решении 3/СОР.8 к Комитету по науке и технике (КНТ) была обращена просьба представить на девятой сессии Конференции Сторон (КС 9) через Комитет по рассмотрению осуществления Конвенции (КРОК) рекомендации относительно наиболее оптимальных путей определения прогресса в достижении стратегических целей 1, 2 и 3 Стратегии, в частности на основе результатов обсуждений и итогов работы на его девятой сессии  (https://www2.unccd.int/sites/default/files/sessions/documents/ICCD_CSTS-2_7/7rus.pdf).

Набор показателей достигнутого эффекта КБОООН следует рассматривать в контексте стратегических целей 1, 2 и 3 Стратегии:

  1.  Улучшить условия жизни затрагиваемого населения;
  2.  Улучшить состояние затрагиваемых экосистем;
  3.  Достичь глобальных выгод за счет эффективного осуществления КБОООН.


Для трех вышеупомянутых долгосрочных целей в Стратегии определены пять показателей ожидаемого эффекта и семь основных показателей. Основные показатели, содержащиеся в Стратегии, дают представление о типах показателей, которые должны быть установлены для целей представления информации. 


Стратегическая цель

Ожидаемый эффект

Основные показатели

Поднабор

СЦ 1. Улучшить условия жизни затрагиваемого населения

1.1 Обеспечение людей, живущих в районах, которые затронуты опустыниванием /деградацией земель и засухой, более надежными и разнообразными источниками средств к существованию и использование в их интересах доходов от устойчивого землепользования

С-1. Сокращение числа людей, испытывающих на себе негативные последствия процессов опустынивания/

деградации земель и засухи

Доля населения затрагиваемых районов, живущего выше черты бедности

1.2 Снижение социально-экономической и экологической уязвимости затрагиваемого населения перед изменением климата, изменчивостью климатических условий и засухой

С-2. Увеличение в затрагиваемых районах доли домашних хозяйств, живущих выше черты бедности


С-3. Сокращение в затрагиваемых рай- онах доли населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня


СЦ 2. Улучшить состояние затрагиваемых экосистем

2.1 Устойчивое повышение продуктивности земель и расширение ассортимента других "товаров и услуг", предлагаемых экосистемами, что будет способствовать более надежному обеспечению населения источниками средств к существованию

С-4. Сокращение общей площади, затрагиваемой опустыниванием/

деградацией земель и засухой

Состояние земного покрова

2.2 Снижение уязвимости затрагиваемых экосистем перед изменением климата, изменчивостью климатических условий и засухой

С-5. Повышение чистой первичной продуктивности в затрагиваемых районах


СЦ 3. Достичь глобальных выгод за счет эффективного осуществления КБОООН

3.1 Устойчивое землепользование и борьба с опустыниванием/

деградацией земель способствуют сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия и смягчению последствий изменения климата

С-6. Увеличение запасов углерода (почвы и растительная биомасса) в затрагиваемых районах

Доля населения затрагиваемых районов, живущего выше черты бедности

С-7. Охват устойчивым природопользованием экосистем лесных районов и районов развития сельского хозяйства и аквакультуры


 

Индикаторы ЦУР № 15.3

ЦУР № 15 «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия»  включает задачу 15.3 по борьбе с опустыниванием и деградацией земли и почвы, а также набор показателей для мониторинга деградации земель и в свою очередь наиболее точно отражают  показатели КБО.

ЦУР 2. «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства»  включает задачу 2.4. «К 2030 году обеспечить создание устойчивых систем производства продуктов питания и внедрить методы ведения сельского хозяйства, которые позволяют повысить жизнестойкость и продуктивность и увеличить объемы производства, способствуют сохранению экосистем, укрепляют способность адаптироваться к изменению климата, экстремальным погодным явлениям, засухам, наводнениям и другим бедствиям и постепенно улучшают качество земель и почв»  соответствующую блоку КБО 7 «Мероприятия по борьбе с опустыниванием». 

3. Конвенция об изменении климата

3.1. Международные документы и требования по отчетности 

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) является «Рио-де-Жанейрской конвенцией», одной из трех, принятой на «Встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро» в 1992 году и вступила в силу в марте 1994 года. Сестринские конвенции Рио-де-Жанейро являются Конвенцией ООН о биологическом разнообразии и Конвенцией по борьбе с опустыниванием. Эти три Конвенции связаны друг с другом. Именно в этом контексте была создана Совместная контактная группа для активизации сотрудничества между тремя конвенциями с конечной целью развития синергизма в их деятельности по вопросам, представляющим взаимный интерес.  Кыргызстан является членом этих трех конвенций. В 1994 году правительства потратили значительное время и ресурсы на подготовку, сбор и проверку данных о выбросах парниковых газов, и предприняли решительные усилия для повышения качества и согласованности данных, которые обеспечиваются установленными руководящими принципами отчетности. 

Стороны Конвенции должны представлять национальные доклады об осуществлении Конвенции. Точные, последовательные и сопоставимые на международном уровне данные по выбросам парниковых газов необходимы международному сообществу для принятия наиболее эффективных мер по смягчению последствий изменения климата и, в конечном счете, для достижения цели Конвенции. Коммуникация соответствующей информации о наиболее эффективных способах сокращения выбросов и адаптации к неблагоприятным последствиям изменения климата также способствует глобальному устойчивому развитию. 

Стороны представляют свои национальные доклады в секретариат РКИК ООН в Бонне, Германия, что делает их общедоступными. Секретариат обобщает самую важную информацию из представленных национальных сообщений в отдельных докладах. Секретариат РКИК ООН также собирает и публикует ежегодные кадастры парниковых газов Сторон конвенции. Секретариат также публикует свои собственные доклады, в которых кратко излагаются состояние и тенденции выбросов парниковых газов (http://unfccc.int/national_reports/items/1408.php).

Обязательства стран по выполнению требований РКИК прописаны в Статье 4 Конвенции. Так, «страны обязаны разрабатывать, периодически обновлять, публиковать и предоставлять Конференции Сторон (в  соответствии со статьей 12) национальные кадастры антропогенных  выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, используя  сопоставимые методологии, которые будут согласованы Конференцией Сторон».

Обязательства стран по предоставлению информации, указанные в Статье 12, подразумевают, что  каждая  Сторона должна представлять  Конференции  Сторон,  через  секретариат,  следующие  виды информации:

  • национальный  кадастр антропогенных выбросов из  источников  и абсорбции   поглотителями  всех  парниковых  газов;
  • общее описание мер,  принятых или предусмотренных Стороной,  по осуществлению Конвенции; и
  • любую другую информацию,  которую Сторона считает относящейся к достижению  цели Конвенции и уместной для включения в свое  сообщение, в  том  числе,  если  это  возможно,  материалы,  касающиеся  расчетов глобальных тенденций выбросов.

Кыргызская Республика относится к Сторонам/странам, не включенным в Приложение I (Страны, которые ратифицировали РКИК ООН или присоединились к ней и которые не включены в Приложение I к этой Конвенции). Стороны Конвенции, не включенные в Приложение I, обязаны предоставить первое Национальное сообщение в течение трех лет после вступления в Конвенцию. Затем Стороны должны разрабатывать и предоставлять Национальные сообщения в Секретариат Конвенции каждые четыре года. Подготовка Национальных сообщений регулируется Статьей 4, параграфом 1 и Статьей 12, параграфом 1, согласно которым каждая Сторона должна делать сообщения для Конференции Сторон через Секретариат Конвенции.

Национальные сообщения должны разрабатываться в соответствии с Руководящими принципами (решение 2/CP17). В Национальных сообщениях должна содержаться информация по результатам инвентаризации парниковых газов, мерам по митигации и адаптации к изменению климата, а также любая другая информация, которую Сторона решает предоставить и которая соответствует достижениям целей Конвенции.

Двухгодичные доклады, содержащие обновленную информацию (ДДОИ)

Стороны должны подготавливать Двухгодичные доклады, содержащие обновленную информацию (ДДОИ). Эти доклады готовятся странами с целью обновления информации представленной в Национальных сообщениях, в частности, касательно результатов национальных инвентаризаций ПГ, мероприятий по митигации, а также сложностей и недочетов, включая информацию о необходимой и полученной поддержке для решения этих вопросов. Первый ДДОИ должен был быть предоставлен Сторонами к декабрю 2014 года, или к другому сроку, принимая во внимание возможности Стороны или уровень оказанной поддержки. Затем ДДОИ должен предоставляться каждые два года в виде резюме страновых Национальных сообщений или же в виде отдельного отчета.

Имеющиеся информация и данные

Информация, представляемая сторонами Конвенции, содержит огромный массив  данных по всем аспектам национальных действий для решения проблемы изменения климата, при этом смягчение последствий изменения климата, уязвимость и адаптация к изменению климата, соответствующая финансовая и техническая поддержка, а также связанные с климатом исследования и наблюдения  относятся к числу наиболее широко освещаемых тем. Практически вся информация, представляемая сторонами, имеется в открытом доступе на веб -сайте секретариата РКИК, включая как первичные данные (представленные сторонами), так и вторичную или обработанную информацию (компиляции информации/данных, доклады или онлайновые базы данных). Например, первоначальные национальные сообщения и материалы, содержащие данные о кадастрах парниковых  газов,  размещаются на веб-сайте (http://unfccc.int/national reports/items/ 1408.php), а обработанные данные о парниковых газах заносятся в онлайновую базу данных (http://unfccc.int/ghg_data/items/3800.php ); данные о применении рыночных механизмов согласно Киотскому протоколу также размещаются на сайте (http://unfccc.int/kyoto_protocol/mechanisms/items/1673.php). Что касается Парижского соглашения, то данные  об определяемых на национальном уровне вкладах имеются на веб-сайте Конвенции об изменении климата (http://www4.unfccc.int/ndcregistry/Pages/Home.aspx). Информация и данные о процессе разработки и реализации национальных планов по адаптации также имеются на этом сайте (http://www4.unfccc.int/nap/Pages/Home.aspx ).







Деятельность МГЭИК

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), созданная с целью предоставления всеобъемлющей оценки состояния научно-технических и социально-экономических знаний об изменении климата, его причинах, потенциальных последствиях и стратегиях реагирования (в 1988г.) подготовила пять многотомных оценочных докладов по изменению климата. В настоящее время разрабатывается шестой оценочный цикл (ОД6). В ходе сорок третьей сессии МГЭИК, проведенной в апреле 2016 года, была достигнута договоренность в отношении того, что работа над Обобщающим докладом ОД6 будет завершена к 2022 году, к сроку первого глобального подведения итогов РКИКООН, когда страны проведут обзор хода работы по достижению цели удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °C, одновременно прилагая усилия по ограничению роста температуры до 1,5°C. Подготовка вкладов трех рабочих групп в ОД6 будет завершена в 2021 году.

В 2014 годы МГЭИК завершила работу над Пятым оценочным докладом (ОД5), состоящим из трех частей, подготовленных на основании вкладов трех рабочих групп МГЭИК по следующим темам: физическая научная основа; последствия, адаптация и уязвимость; смягчение воздействий на изменение климата. ОД5 также содержит обобщающий доклад. Вклад Рабочей группы I был принят и утвержден в сентябре 2013 г. Вклады Рабочих групп II и III были приняты и утверждены в марте и апреле 2014 г. соответственно, а обобщающий доклад – в ноябре 2014 г. По сравнению с предыдущими оценочными докладами в ОД5 уделено больше внимания оценке социально-экономических аспектов изменения климата, его воздействиям на устойчивое развитие, региональным аспектам, вопросам управления рисками и выработке ответных мер как по адаптации, так и по смягчению воздействий. 

Методологические доклады МГЭИК.

Требования к разработке  Национальных  кадастров антропогенных выбросов

Одним из видов деятельности МГЭИК является поддержка Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) посредством разработки методологий для Национальных кадастров парниковых газов.

МГЭИК разрабатывает методологии и руководящие принципы для подготовки национальных кадастров парниковых газов в рамках деятельности своей Целевой группы по национальным кадастрам парниковых газов (ЦГК) (МГЭИК также осуществляет управление Базой данных МГЭИК по коэффициентам выбросов (БДКВ). БДКВ  была  запущена  в 2002 году  и  регулярно  обновляется  как  полезный  ресурс  для  составителей кадастров,  представляющий  собой  целое  хранилище  коэффициентов  выбросов  и  других соответствующих параметров, которые могли бы пригодиться для использования в более конкретных для стран методологиях http://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/EFDB/main.php). Они помогают Сторонам РКИК ООН и Киотского протокола в подготовке национальных кадастров выбросов парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями. Последней крупной разработкой является документ «Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 2006 г.», который представляет собой пересмотренные Руководящие принципы МГЭИК 1996 г. (далее по тексту Руководство).

Структура Руководства построена  таким  образом,  чтобы  любая  страна,  независимо  от ее  опыта или ресурсов, могла произвести надежные оценки своих выбросов и поглощений этих газов. В частности, значения по умолчанию различных параметров и требуемые коэффициенты выбросов предоставлены для всех секторов, так что, в простейшем случае, странам нужно всего лишь предоставить национальные данные о деятельности. Такой подход также позволяет странам, обладающим большей информацией и ресурсами,  использовать более подробные методологии по конкретной стране, сохраняя при этом совместимость, сравнимость и соответствие между странами.  

Руководство предназначено для помощи Сторонам в выполнении их обязательств согласно РКИК ООН в плане отчетности по инвентаризации антропогенных  выбросов  из  источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не контролируемых Монреальским протоколом. 

Руководство состоит из пяти томов. Том 1 описывает основные ступени составления кадастров и дает общие указания по оценкам выбросов и поглощений парниковых газов, исходя из понимания авторами опыта стран, накопленного за период с конца 1980-х годов, когда национальные кадастры парниковых газов стали появляться в значительных  количествах.  

Доклад по кадастрам парниковых газов включает в себя набор стандартных таблиц отчетности, охватывающих все соответствующие газы, категории и годы, и письменный отчет, который документирует методологии и данные, использующиеся для подготовки оценок. В Руководстве представлены стандартизованные таблицы отчетности, однако фактический характер и содержание таблиц, а также письменный отчет, могут изменяться,  например, в зависимости от обязательств государства как Стороны РКИК ООН. Для помощи в применении самой простой методологии оценки Руководство предусматривают рабочие формуляры.

Парниковые газы

Руководство  охватывает следующие парниковые газы: 

  • • двуокись углерода (CO2)
  • • метан (CH4)
  • • закись азота(N2O)
  • • гидрофторуглероды (ГФУ)
  • • перфторуглероды (ПФУ)
  • • шестифтористая сера (SF6)
  • • трехфтористый азот (NF3)
  • • трифторметил пятифтористая сера (SF5CF3)
  • •галогенированные эфиры (например, C4F9OC2H5, CHF2OCF2OC2F4OCHF2, CHF2OCF2OCHF2)
  • • и другие галоидуглероды, не охваченные Монреальским протоколом, в том числе CF3I, CH2Br2 , CHCl3, CH3Cl, CH2Cl2

Перечисленные выше газы обладают потенциалами глобального потепления (ПГП). ПГП сравнивает радиационное воздействие тонны парникового газа в течение заданного периода времени (например100 лет) с воздействием тонны CO2. 

Прочие газы

Руководство также  предоставляет информацию для отчетности по следующим прекурсорам: окислы азота (NOx), аммиак (NH3), летучие неметановые органические соединения (ЛНОС), окись углерода (CO) и двуокись серы(SO2), хотя методы оценки выбросов этих газов здесь не приводятся.

Секторы и категории

Оценки выбросов и поглощений парниковых газов разделены на основные сектора, объединяющие соответствующие процессы, источники и поглотители. Каждый сектор состоит из отдельных категорий и подкатегорий. В конечном итоге, страны должны начинать построение кадастра с уровня подкатегорий, так как именно таким образом представлены методологии  МГЭИК, а общее количество выбросов подсчитывается суммированием. В томах 2, 3, 4 и 5 предлагаются непосредственно руководящие указания для оценок в различных секторах экономики и рабочие формуляры (таблицы для заполнения).

Энергетика: 

  • Стационарное сжигание топлива; 
  • Мобильное сжигание топлива; 
  • Летучие выбросы; 
  • Перенос, впрыскивание и геологическое хранение CO2

Промышленные процессы и использование продуктов: 

  • Выбросы горнодобывающей промышленности; 
  • Выбросы химической промышленности; 
  • Выбросы металлургической промышленности;  
  • Неэнергетические продукты от использования топлива и растворителей; 
  • Выбросы электронной промышленности; 
  • Выбросы фторированных заменителей озоноразрушающих веществ;  
  • Производство и использование других продуктов

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие виды землепользования: 

  • Общие методологии, применимые к категориям множественного землепользования; 
  • Согласованное представление земель; 
  • Лесные площади; 
  • Возделываемые земли;  
  • Пастбища; 
  • Водно-болотные угодья; 
  • Поселения; 
  • Прочие земли; 
  • Выбросы в результате разведения скота и уборки, хранения и использования навоза; 
  • Выбросы N2O из управляемой почвы, и выбросы в результате применения извести и мочевины; 
  • Продукция из заготовленных лесоматериалов

Отходы: 

  • Данные об образовании отходов, их составе и управлении ими; 
  • Удаление твердых отходов; 
  • Биологическая обработка твердых отходов; 
  • Инсинерация и открытое сжигание отходов;  
  • Очистка и сброс сточных вод

Планы по обновлению Руководящих принципов МГЭИК 2006 г. по национальным кадастрам парниковых газов (2019 г.)

В ходе сорок третьей сессии МГЭИК, проведенной в апреле 2016 г. Группой экспертов была достигнута договоренность об уточнении Руководящих принципов МГЭИК 2006 г. по национальным кадастрам парниковых газов, включая подготовку методологического доклада для обновления и дополнения Руководящих принципов МГЭИК 2006 г. Работа над Руководящими принципами необходима для обновления и предоставления надежной научной базы для будущей деятельности в области климата на международном уровне, особенно в рамках Парижского соглашения. Этот процесс приведет к подготовке методологического доклада, который будет использоваться вместе с Руководящими принципами МГЭИК 2006 г. В ходе своей сорок четвертой сессии Группа экспертов утвердила структурный план Уточнения 2019 г. к Руководящим принципам МГЭИК 2006 г. по национальным кадастрам парниковых газов. Подготовка методологического доклада завершится в мае 2019 г. 

3.2. Национальная отчетность 

Кыргызская Республика (КР) присоединилась к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК) в 2000 году (Закон о присоединении от 14 января 2000 г. № 11). 

Правительством КР от 21.07.2001г. за № 369 принято постановление «О мерах по выполнению Рамочной конвенции ООН об изменении климата». Подготовлено первое (2003г.), второе (2008г.) и третье (2016г.) Национальные сообщения КР  по Рамочной Конвенции об изменении климата, которые были утверждены Постановлениями Правительства КР и представлены Конференции Сторон РКИК.

Первое Национальное сообщение Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (2004г.) было подготовлено при финансовой поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) и содействии ПРООН. 

Второе Национальное сообщение Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (2008г.), подготовлено при финансовой поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) и содействии ПРООН и утверждено ППКР от 6 мая 2009 года № 274.

Третье Национальное сообщение Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (2016 г.) подготовлено в рамках проекта ЮНЕП/ГЭФ «Содействие Кыргызской Республике в подготовке третьего национального сообщения по РКИК ООН» и утверждено ППКР от 13.10.2016 г. № 546.

Национальные сообщения КР  по Рамочной Конвенции об изменении климата были представлены в Секретариат РКИК.

Подготовка (методическое руководство, подготовка и редактирование) Национальных сообщений осуществлялась экспертами Центра по изменению климата в Кыргызской Республике с привлечением экспертов министерств, ведомств КР и при координации ГАООСЛХ.

Процесс подготовки Третьего национального сообщения об изменении климата в соответствии с обязательствами страны по выполнению обязательств, принятых в отношении РКИК включал в себя следующие задачи:

  • Инвентаризация парниковых газов за 2006-2010 годы и переоценка временного ряда 1990-2005 г.г.; 
  • Обновление анализа потенциальных мер по сокращению эмиссий парниковых газов в Кыргызстане; 
  • Оценку потенциального воздействия изменения климата в выбранных областях Кыргызстана и меры по адаптации; 
  • Анализ барьеров, проблем (технических, институциональных, методологических, финансовых, потенциальных) по каждому вышеуказанному направлению и рекомендации по их преодолению;

В рамках подготовки ТНС были осуществлены сбор и обработка информации, относящейся к достижению целей Конвенции (социально-экономическая и экологическая политика, образование и информирование, сети систематического наблюдения за климатом, передача технологий). Структура ТНС помимо информации по результатам проведенной инвентаризации антропогенных эмиссий из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, включая в себя описание используемых методологий, правовых и институциональных рамок, информации по эмиссиям с разбивкой по целевым секторам, оценку уязвимости, рекомендации по организации действия по адаптации и анализ смягчения последствий изменения, описание методологии и различных сценариев развития. Помимо основного предназначения ТНС служит инструментом по предоставлению информации, связанной с реализацией обязательств по конвенции по таким вопросам, как разработка и передача экологически безопасных технологий, вопросы гендерного равенства, интеграция вопросов изменения климата в программы устойчивого развития, образование, повышение потенциала и информирование на национальном уровне. 

3.3. Показатели/индикаторы

Показатели ЕЭК ООН

Для совершенствования процессов принятия решений по вопросам  изменения климата рабочая группа  ЕЭК ООН по набору ключевых статистических данных, связанных с изменением климата определила набор из 39 основных индикаторов, связанных с изменением климата. Данный набор учитывает Цели устойчивого развития ООН (ЦУР), Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий и требования в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), включая Парижское соглашение. 

Индикаторы разделены  по пяти основным направлениям:

Определяющие факторы: 8 индикаторов; 

  1. Общий объем первичной энергии (ООПЭ)

  2. Доля ископаемых видов топлива в общем объеме первичной энергии (ООПЭ)

  3. Потери земли, покрытой (полу-) естественной растительностью

  4. Общая поддержка использования ископаемого топлива / ВВП

  5. Общая энергоемкость производственной деятельности

  6. Интенсивность выбросов CO2 для экономики

  7. Интенсивность выпуска сельскохозяйственных продуктов

  8. Потребление энергии домашними хозяйствами / на душу населения

Выбросы: 7 индикаторов;

  1. Общие выбросы ПГ

  2. Выбросы CO2 при сжигании топлива

  3. Выбросы ПГ от использования земли

  4. Общие выбросы ПГ в производстве

  5. Интенсивность выбросов ПГ при производстве

  6. Прямые выбросы ПГ от домашних хозяйств

  7. Углеродный след

Воздействия: 13 индикаторов;

  1. Среднегодовая температура поверхности

  2. Доля земельных участков, подвергающихся необычно влажным или засушливым условиям (Стандартный индекс осадков)

  3. Уровень дефицита воды: расход пресной воды как доли доступных ресурсов пресной воды

  4. Общее количество экзотических видов (наземные, первичные продуценты)

  • Общее количество экзотических видов (Земные, беспозвоночные)
  • Общее количество экзотических видов (Наземные, позвоночные)
  • Общее количество экзотических видов (Пресноводные, первичные производители)
  • Общее количество экзотических видов (Пресноводные, беспозвоночные)
  • Общее количество экзотических видов (Пресноводные, позвоночные)
  • Общее количество экзотических видов (морские, первичные продуценты)
  • Общее количество экзотических видов (морские, беспозвоночные)
  • Общее количество чужеродных видов (морские, позвоночные)
  1. Запасы углерода в почве

  2. Доля земли, деградировавшей по всей площади территории

  3. Число погибших и пропавших без вести лиц, связанных с гидрометеорологическими катастрофами, на 100 000 человек

  4. Случаи экстремальных погодных явлений

  5. Прямые экономические потери, связанные с гидрометеорологическими катастрофами по отношению к ВВП

  6. Число людей, жилища которых были разрушены в связи с  гидрометеорологическими катастрофами

  7. Распространение случаев переносимых болезней

  8. Смертность, связанная с жарой

  9. Прямые потери в сельском хозяйстве, связанные с гидрометеорологическими катастрофами

Смягчение последствий: 6 индикаторов;

  1. Доля возобновляемой энергии в общем конечном потреблении энергии

  2. Доля расходов на смягчение последствий изменения климата по отношению к ВВП

  3. Доля налогов на энергию и транспорт в процентах от общих налогов и социальных взносов

  4. Общие субсидии, связанные с изменением климата, и аналогичные трансферты / ВВП

  5. Средняя цена на углерод

  6. Мобилизованная сумма долларов США в год, начиная с 2020 года, отвечающая за обязательство в размере 100 миллиардов долларов США

Адаптация: 5 индикаторов

  1. Доля государственных расходов на адаптацию к ВВП

  2. Изменение эффективности использования воды с течением времени

  3. Доля населения, проживающего в жилых домах с кондиционерами или кондиционированием

  4. Результаты в области обеспечения рационального использования лесных ресурсов

  5. Доля сельскохозяйственной территории в продуктивном и устойчивом сельском хозяйстве

Индикаторы ЦУР № 13

ЦУР № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» включает пять задач и 6 индикаторов.